Статья 5. Организация системы охраны труда
(1) В соответствии с общими принципами охраны труда работодатель обязан организовать систему охраны труда, в которую входят:
1) оценка риска рабочей среды;
2) внутренний надзор за рабочей средой;
3) образование организационной структуры охраны труда;
4) консультации с занятыми с целью их привлечения к улучшению системы
охраны труда.
(2) Работодатель обязан обеспечивать действие системы охраны труда на предприятии;
(3) Связанные с охраной труда расходы покрывает работодатель, а также в установленном законом порядке – их специального бюджета по оплате немчастных случаев на работе.
Статья 6. Права работодателя
При организации охраны труда на предприятии работодатель имеет следующие права:
1) в соответствии с законом применять к занятым дисциплинарные наказания за нарушения нормативных актов по охране труда и прочих правил охраны труда, а также за невыполнение требований работодателя по вопросам охраны труда;
2) назначать дополнительное обучение по вопросам охраны труда для занятого, нарушившего нормативные акты по охране труда или прочие правила охраны труда, если подобное нарушение не вызвало риска безопасности и здоровью других людей, с сохранением за занятыми на время обучения минимальной заработной платы;
3) применять для оценки риска рабочей среды методы и стандарты, соответствующие техническим и экономическим ресурсам предприятия, виду комерческой деятельности и условиям работы;
4) устанавливать для занятых гарантии и льготы в сфере охраны труда в дополнение к установленным нормативными актами гарантиям и льготам;
5) предлагать заключение с занятыми соглашения об определении мер охраны труда, обмена необходимых для них средств и порядка их использования в соответствии с требованиями нормативных актов об охране труда;
6) оспаривать предупреждения, распоряжения или решения должностных лиц Государственной трудовой инспекции в установленном законом порядке.
Статья 7. Внутренний надзор за рабочей средой.
(1) Работодатель обеспечивает внутренний надзор за рабочей средой на предприятии.
(2) Работодатель документирует результаты оценки риска рабочей среды и составляет список тех лиц или профессий (должностей) или рабочих мест, на которых:
1) на состояние здоровья занятых влияют или способны повлиять
вредные для здоровья факторы рабочей среды;
2) занятые работают в особых условиях;
3) работа занятых связана с возможным риском для здоровья других людей.
(3) В списках указываются установленные работодателем меры охраны труда и используемые средства защиты, а также результаты проверки эффективности мер охраны труда. При подобных условиях работы достаточно указания обобщающих сведений в упомянутых документах.
(4) Порядок внутреннего надзора за рабочей средой, включая оценку риска рабочей среды, устанавливает Кабинет министров.
Статься 8. Оценка риска рабочей среды.
(1) Работодатель оценивает риск рабочей среды в следующем порядке:
1) констатирует факторы рабочей среды, порождающие или способные
породить риск безопасности и здоровью занятых;
2) определяет занятых или других лиц, безопасность и здоровье которых
подвержены риску рабочей среды;
3) оценивает объем и характер риска рабочей среды;
4) определяет, какие меры охраны труда, необходимы для устранения или
уменьшения риска рабочей среды.
(2) Оценка риска рабочей среды на предприятии производится в соответствии с каждым видом его деятельности. При подобных условиях работы достаточно оценки риска на одном рабочем месте или одному виду работы. К оценке риска привлекают доверенное лицо или представителя занятого лица и занятое лицо, ведающее конкретным рабочим местом.
(3) При оценке риска рабочей среды работодатель принимает во внимание, что риск безопасности и здоровью занятых главным образом могут порождать:
1) размещение и оборудование рабочих мест;
2) выбор и использование рабочего оснащения;
3) воздействие физических, химических, психологических, биологических,
физиологических и прочих факторов рабочей среды;
4) выбор и применение методов работы и производства, а также
организация хода работы и рабочего времени;
5) недостаточная профессиональная подготовленность и
проинструктированность
занятых, в том числе в сфере охраны труда;
6) совокупность всех упомянутых в настоящей статье обстоятельств.
(4) О результатах оценки риска рабочей среды работодатель в предусмотренном частью пятой статьи 9 настоящего Закона информирует Государственную трудовую инспекцию. Если работодатель начинает иного рода деятельность, он извещает об этом Государственную трудовую инспекцию.
Статья 9. Организационная структура охраны труда
(1) Для осуществления мер охраны труда и внутреннего надзора за рабочей средой работодатель:
1) сам может исполнять обязанности специалиста по охране труда - если
на предприятии не более десяти занятых и работодатель обучен
в установленном Кабинетом министров порядке;
2) назначает специалиста по охране труда - если на предприятии менее 50,
но более 10 занятых;
3) назначает нескольких специалистов по охране труда - если на
предприятии 50 или более занятых.
(2) Работодатель выделяет специалисту по охране труда необходимые средства и время (в пределах рабочего времени) для выполнения им своих обязанностей. Назначение занятого лица специалистом по охране труда не должно повлечь неблагоприятные для него последствия или каким-либо иным образом ограничить его права.
(3) Если установленную частью первой настоящей статьи и частью первой статьи 5 организационную структуру образовать невозможно, работодатель к образованию и содержанию системы (за исключением информирования занятых) привлекает компетентную структуру или компетентного специалиста.
(4) Работодатель информирует компетентную структуру или компетентного специалиста о мерах охраны труда на предприятии и рабочих местах, а также о факторах рабочей среды, порождающих или способных породить риск для безопасности и здоровья занятых.
(5) Виды коммерческой деятельности, к которым работодатель привлекает компетентную структуру, порядок привлечени данной структуры, а также случаи, когда работодатель при осуществлении упомянутой коммерческой деятельности может не привлекать компетентную структуру, устанавливает Кабинет министров. Это распространяется также на тех работодателей, которые в некоммерческих целях или для нужд своего предприятия выполняют действия, соответствующие упомянутым видам коммерческой деятельности.
(6) Кабинет министров устанавливает требования к компетентным структурам и компетентным специалистам в вопросах охраны труда, а также порядок, в котором оценивается компетентность этих институций и специалистов.
Статья 10. Консультации, информирование занятых и участие в охране труда.
(1) Работодатель обязан в сфере охраны труда консультироваться с занятыми или доверенными лицами, а также обеспечивать доверенным лицам возможность участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к:
1) мерам, способным повлиять на безопасность и здоровье занятых;
2) образованию и деятельности организационных структур охраны труда;
3) назначению занятых, которым доверено оказание первой помощи,
принятие мер пожаротушения и эвакуации занятых;
4) внутреннему надзору за рабочей средой, информированию занятых об
охране труда, включая случаи, когда работа осуществляется у
другого работодателя или нескольких работодателей;
5) планированию и организации инструктажей и обучения в сфере охраны
труда;
6) другим вопросам охраны труда.
(2) Работодатель информирует занятых и доверенных лиц о риске рабочей среды, о мерах охраны труда на предприятии в целом и тех мерах охраны труда, которые непосредственно распространяются на каждое рабочее место и вид работы, а также о мерах, осуществленных в соответствии с положениями части второй статьи 12 настоящего Закона.
(3) Работодатель обеспечивает специалистам по охране труда, доверенным лицам и занятым доступ к информации о:
1) результатах оценки риска рабочей среды и упомянутому в части второй
статьи 7 настоящего Закона списку профессий (должностей) или рабочих
мест;
2) установленных работодателем мерах по охране труда и используемых
защитных средствах;
3) несчастных случаях на работе и случаев профессиональных заболеваний;
4) пояснениях, заключениях и указаниях Государственной трудовой
инспекции, относящихся к системе охраны труда на предприятии, а также
о предупреждениях, распоряжениях и решениях Государственной трудовой
инспекции, распростроняющихся на систему охраны труда на предприятии;
5) других вопросах охраны труда на предприятии.
Статья 11. Защита от серьезной и непосредственной опасности.
(1) Работодатель обеспечивает, чтобы:
1) занятые, которым в соответствии с оценкой риска рабочей среды на
работе может грозить серьезная и непосредственная опасность,
незамедлительно оповещались о данной опасности, а также о
принятых или принимаемых мерах охраны труда;
2) рабочие места, где в соответствии с оценкой риска рабочей среды
занятым на работе может грозить серьезная и непосредственная
опасность, были доступны только занятым, прошедшим инструктаж
или обучение в сфере охраны труда с учетом специфики
соответствующего рабочего места;
3) в случае, когда серьезная и непосредственная опасность угрожает
безопасности занятого и с непосредственным руководителем работ
или специалистом по охране труда, доверенным лицом или
работодателем невозможно связаться, - занаяте в соответствии
со своими знаниями и имеющимися в их распоряжении техническими
средствами были способны принять надлежащие меры, позволяющие
избежать подобной опасности;
4) в случае серьезной и непосредственной опасности занятые были
способны прекратить работу и покинуть находящееся под угрозой
рабочее место.
(2) Работодатель не емеет права требовать от знанятых возобновления работы, если не приняты меры по устранению опасности.
Статья 12. Первая помошь и другие неотложные меры.
(1) Работодатель на предприятии обеспечивает меры, необходимые для оказания первой помощи, ограничения или ликвидации последствий аварий опасного оборудования, пожаротушения, эвакуации занятых и других лиц.
(2) Работодатель:
1) обеспечивает связь с внешним службами, особенно со службами
по оказанию первой медецинской помощи, осуществлению
пожаротушения и спасательных работ
2) назначает занятых, обученных оказанию первой медицынской
помощи, мер пожаротушения и эвакуации занятых, и обеспечивает,
чтобы занятые былипредставлены в достаточном количестве,
прошли соответствующий инструктаж и были обеспечены
необходимым оборудованием.
(3) Порядок обучения оказанию первой помощи устанавливает Кабинет министров.
(4) Минимум необходимых медицинских материалов для оказания первой помощи устанавливает Кабинет министров.
Статья 13. Расследование и учет несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний.
(1) Работодатель обеспечивает расследование несчастных случаев на работе и ведет их учет. Порядок расследования и учета несчастных случаев на работе устанавливает Кабинет министров.
(2) Кабинет министров устанавливает порядок расследования и учета профессиональных заболеваний, список профессиональных болезней, а также список вызывающих профессиональные заболевания факторов и категорий их применения.
Статья 14. Инструктаж и обучение занятых и доверенных лиц.
(1) Работодатель обеспечивает, чтобы каждый занятый получил инструктаж и был обучен в сфере охраны труда, непосредственно относящийся к его рабочему месту и выполнению работы. Подобный инструктаж проводится при начале работы, изменении характера работы или условий работы, при внедрении нового или замене прежнего рабочего оснащения и при внедрении новой технологии. Инструктаж занятых приспосабливается к изменениям риска рабочей среды и периодически повторяется.
(2) Работодатель обеспечивает доверенным лицам дополнительное обучение в сфере охраны труда в течение месяца после их избрания.
(3) Дополнительное обучение доверенных лиц в сфере охраны труда осуществляется в рабочее время. Расходы, связанные с дополнительным обучением, покрывает работодатель.
(4) Инструкции и обучение в сфере охраны труда далжны быть понятны занятым и соответствовать их профессиональной подготовленнности. Работодатель убеждается в том, что занятый понял инструкции и обучение в сфере охраны труда.
Статья 15. Обязательная проверка здоровья.
(1) Работодатель обеспечивает обязательную проверку здоровь тем работникам, на состояние здоровья которых влияют или могут повлиять вредные для здоровья факторы рабочей среды, и работникам, работающим в особых условиях. Порядок проведения обязательной проверки здоровья устанавливает Кабинет министров.
(2) Расходы, связанные с обязательными проверками здоровья работников, покрывает работодатель.
(3) Расходы, связанные с обязательными проверками здоровья перед началом трудовых правовых отношений или отношений государственной гражданской службы, по взаимному соглашению покрывает соответствующее лицо из своих средств или работодатель.
Статья 16. Сотрудничество нескольких работодателей.
(1) Если на одном рабочем месте задействуются занятые у нескольких работодателей, работодатели обязаны сотрудничать при принятии мер охраны труда. С учетом характера работы и условий работы работодатели обязаны согласовывать принимаемые меры охраны труда и информировать друг друга, своих занятых и доверенных лиц о риске рабочей среды, а также соответственно обеспечивать инструктаж занятых.
(2) Работодатель принимает необходимые меры, чтобы работодатель привлекаемых на его предприятие с другого предприятия занятых заблаговременно (перед подобным привлечением) получил информацию о риске рабочей среды, о мерах охраны труда на предприятии в целом и мерах охраны труда, непосредственно относящихся к каждому рабочему месту и виду работы, а также о мерах, принятых в соответствии с положениями части второй статьи 12 настоящего Закона.
(3) Работодатель обеспечивает, чтобы привлеченные к работе на его предприятии занятые другого работодателя получили инструктаж в сфере охраны труда перед началом работы и в течении всего времени задействования на предприятии.